Мероприятия // Заседание Клуба - 24 января 2012 г.
24.01.2012
Заседание Клуба - 24 января 2012 г.
24 января состоялось заседание Клуба на тему: Новый ГОСТ по управлению проектами и результаты исследования IT-Value.RU.
Модератор заседаниея Клуба - П. Алферов - рассказал о ГОСТ, для чего он был написан и какие приимущества даёт использование данного ГОСТ в проектной деятельности.
Презентация
Соведущий заседания Клуба - К. Зимин поделился своими комментариями по Результатам проекта IT-VALUE.RU - исследования экономической эффективности ИТ проектов в России:
Гипотеза 1: Величина годового ИТ-бюджета никак не связана с прибылью или выручкой компании за тот же год
Один из самых распространенных бенчмаркингов в ИТ – размер ИТ-бюджета как доля от выручки компании. Исследовательские компании, например, Gartner собирают эти данные по многим респондентам, усредняют их и предлагают как целевой показатель определяющий размер ИТ-бюджета в отрасли. В проекте IT-Value на фактических данных показано, что подобный подход не имеет под собой никаких оснований – ИТ-бюджет выручка компании никак не коррелируют между собой. И средний показатель ИТ-бюджета компаний в отрасли столь же информативен, как и средняя температура по больнице.
Гипотеза 2: Один из важнейших факторов (драйверов) определяющих годовой размер ИТ-бюджета – коммерческие и административные затраты компании.
В проекте IT-Value на фактических данных показано, что на 50% размер ИТ-бюджета компании определяется размером ее коммерческих и административных затрат. Однако остальные 50% определяются другими факторами, которые пока не поддаются определению.
Гипотеза 3: Накопленные ИТ-активы компании (в виде компьютерного капитала) увеличивают объем производства предприятия.
В проекте IT-Value на фактических данных показано, что компьютерный капитал увеличивает выручку компании. То есть компьютерный капитал ведет себя аналогично основному капиталу. Оценка компьютерного капитала – это сложная методологическая задача ,которая пока не решена полностью. В проекте IT-Value было сделана первая оценка компьютерного капитала, но и она дала хороший результат.
Важное направление развития исследований – подтверждение гипотезы о влиянии комплиментарных активов: организационных изменений, качества персонала, новых продуктов и каналов и т.д. Комплиментарные активы необходимы для получения эффекта от инвестиций в ИТ. То есть организационные изменения при внедрении ИТ-системы необходимы не потому, что этого требует внедряемая Т-система, а потому ,что без этого нет эффекта, либо он минимален.
Презентация
— Комментарии: 19 Последний: 23:27 - 31.01.12
Комментарии анонса
|
Александр Куричев 11.01.12, 16:43 |
А уже определились с темой и формой проведения?
|
|
Алексей Щелоков 12.01.12, 13:17 |
Александр, с темами определились, форма проведения в стадии корректировки.
на заседание открыта регистрация.
|
Комментарии
|
Александр Куричев 31.01.12, 10:53 |
Коллеги а где можено скачать представленные ГОСТы? |
|
Татьяна Плотникова 31.01.12, 11:05 |
я этим ресурсом пользуюсь http://www.norm-load.ru/index.htm |
| • |
|
Виктор Баклашов 31.01.12, 11:18 |
Татьяна Плотникова написал:
я этим ресурсом пользуюсь http://www.norm-load.ru/index.htm пробовал искать по номеру 54869—2011 и получил: |
| •• |
|
Павел Алферов 31.01.12, 12:50 |
еще видимо не выложили
Приказ формально утвержден 22-м декабря, реально только недавно подписали. |
|
Сергей Дмитриев 31.01.12, 11:45 |
По Гипотезе 1. К сожалению исследовательские компании (уважаемый Gartner и их коллеги) не по бизнесовому трактуют понятие "ИТ-бюджет". А именно валят в одну кучу (суммируют) инвестиционный и операционный бюджеты. Например, если компания потратила в конкретном году на ФОТ ИТ-служб 100 рублей, на сотовую связь еще 20 рублей, и на внедрение ERP 500 рублей, то по Gartner размер ИТ-бюджета в этом году равен 620 рублей и это составляет 5% от выручки. Бред вот такой! Именно в этом случае получается "средний по больнице" показатель, который не имет никакого смысла даже в рамках одной отрасли. Однако, если туманное понятие "ИТ-бюджет" четко позиционировать как "инвестиционный ИТ-бюджет" и "операционный ИТ-бюджет", то есть отделить мух от котлет, то в этом случае мухи будут сравниваться с мухами, а котлеты с котлетами. И в этом случае сравнение дает очень ценную для работы CIO информацию, так как позволяют связать расходы на ИТ в своей компании с расходами и доходами бизнеса, что в конечном итоге позволяет из года в год оценивать эффективность затрат (инвестиционных и операционных) в сравненни по годам и т.д. Кроме того, после такого разделения становится корректным сравнение с аналогичными показателмями по отрасли в целом и с ключевыми конкурентами в частности. Например, раскритикованный в гипотезе показатель "% операционных ИТ-затрат от выручки" в анализе за несколько периодов дает четкий ответ об эффективности работы CIO по контролю за затратами. Точно также и "% инвестиционных ИТ-затрат от инвестиционных затрат компании" дает ценную информацию как для работы самого CIO, так и для оценки итогов деятельности CIO. Таким образом, "Гипотеза 1" справедлива только для того бардака в понятии "ИТ-бюджет", который сейчас циркулирует на рынке. Если же термины и экономические понятия применять верно, то "Гипотеза 1" несостоятельна. |
| • |
|
Михаил Козлов 31.01.12, 12:35 |
Я тут недавно проводил мини-опрос на тему покупка софта мс - это опекс или капекс. Мнения очень сильно разделились :) По поводу бреда... Для меня таковым выглядит одновременное наличие гипотез 1 и 2, поскольку за 20 лет работы в продажах, я выучил, что коммерческие расходы обычно планируются с привязкой к выручке :)
|
| •• |
|
Сергей Дмитриев 31.01.12, 13:07 |
Применительно к софту действуют два момента. Во-первых, покупаем мы не "софт", а права его использования. Эти права не отличаются с точки зрения законодательства и правил учета от прав на товарный знак и прочих подобных прав т.д. Во-вторых, для разделения на opex или capex в правилах учета существует четкий алгоритм, в котром ключевыми параметрами являются стоимость и срок полезного использования. Иными словами, если покупаете "софт", он стоит, условно, три копейки и использовать вы его будете, условно, один раз при открытии офиса, то это скорее всего opex, если же стоит дорого или полезно использовать его планируете несколько лет, то это capex. Применительно к этому алгоритму не имеет значения материальный это актив или нематериальный. |
| ••• |
|
Михаил Козлов 31.01.12, 13:29 |
ок, еще одно мнение :) просто по факту один и тот же артефакт в разных условиях оказывается то капексом, то опексом
|
| •••• |
|
Сергей Дмитриев 31.01.12, 13:54 |
Да, именно так. Но в этом нет никаких противоречий, так как если мы CIO, то должны оперировать экономическими понятиями и связывать свою деятельность с экономической деятельностью предприятия. В этом контексте важно не то, ЧТО вы приобрели, а ЗАЧЕМ. Если ваша затрата нацелена на создание новых средств производства (система управления неотъемлемая часть средств производства), то это в экономическом смысле инвестиции и цель этой деятельности - развитие бизнеса. Если же вы ваша затрата направлена на поддержание ранее созданных средств производства в работоспособном состоянии, то это операционные затраты. Строго говоря, например, услуги связи, или ФОТ, если их "истратили" четко при создании новых производственных мощностей (например, при открытии нового магазина), то это тоже capex! На одном розничном предприятии, где мне пришлось работать, мы в Управлении ИТ даже организационно выделяли подразделения, которые занимались только открытием новых объектов (магазинов и РЦ). Потому что все затраты на деятельность данного подразделения относились на capex.
|
| ••• |
|
Татьяна Плотникова 31.01.12, 13:49 |
Сергей, ты не совсем прав с точки зрения РСБУ, ибо неисключительное право - это расходы будущих периодов, т.е. орех., и они не идут на счет нематериальных активов, как товарный знак или ноу хау.На этот счет может быть учтено только исключительное право.Т.е.собственная разработка или разработка на заказ , если при этом права на нее не остаются у разаработчика. А с точки зрения МФСО - тут главное не стоимость а срок полезного использования, т.е. если это лицензия на год - то это opex, а если более года то capex. Инвестиционная отчетность - это чистой воды управленческая отчетность и к ней могут применяться внутрифирменные правила. То есть вне зависимости от того как вы учитываете по РСБУ, то для софта может применятся принцип разделения как в МФСО, то же самое по приобретению оборудования. С прошлого года все обрудование менее 40 тысяч рублей амортизировалось сразу в момент приобретения и ставилось в количественный учет на весь срок использования как МБП. Следовательно с точки зрения этой логики все эти расходы попадали в бюджетные т.е. в opex, но в некоторых компаниях опять таки с точки зрения инвестиционной отчетности оборудование свыше 20 тысяч "поднимали" в capex. Из-за этого скорее всего и возникает периодически путаница в понятиях. |
| •••• |
|
Сергей Дмитриев 31.01.12, 14:09 |
Да, Таня, ты во всем права, что касается правил учета. Однако, мы обсуждаем вопросы бюджетного анализа (сопоставимость и ценность для упралвения результатов), поэтому, конечно же, находимся на "поляне" управленческого учета. Да, каждая компания строит управленческий учет по своим внутренним правилам. Но все же это правила и они не противоречат базовым экономическим принципам. Свежий пример на тему разных корпоративных правил упрапвленческого учета http://www.rbcdaily.ru/2012/01/31/market/562949982691890 Магнит и Х5 считают показатель сопоставимых продаж (LFL) немного по-разному, но это не снижает ценности этой информации для анализа!!! Например, если у меня на практике в рознице всюду был SAP, компьютеры HP, кассы NCR и т.д. (то есть все решения из категории HiEnd по качеству и стоимости), но при этом были одни из самых низких в отрасли показатели операционных ИТ-затрат на оборот нетто и одноврменно (что важно) доля инвестиционных ИТ-затрат в инвестициях на м2 торговой площади, к тому же оба показателя постоянно уменьшались из года в год, то мне было очень легко обосновывать ИТ-бюджеты (как операционные, так и инвестиционные) перед акционерами. |
| • |
|
Павел Алферов 31.01.12, 12:54 |
Сергей,
не факт, что подобное разделение даст качественную информацию. На встрече участники приводили примеры по замене оборудования - в одних организациях она считается инвестиционным бюджетом, в других операционным. Я там же приводил пример с бенчмаркингом ВР и Амоко на Аляске. Бенчмаркинг вообще скользкая тема... |
|
Сергей Дмитриев 31.01.12, 13:18 |
Опять же все дело в терминах и определениях. Если мы говорим вообще о бюджетах, то тем самым разговор идет на поляне экономических понятий и определений, а не бытовых. А на этой поляне нет понятия "замена оборудования". На этой поляне есть понятия, например, "приобретение оборудования", "лизинг оборудования", "ремонт оборудования". То есть приобретаешь или материальный актив, или услугу лизинга или вообще просто ремонтируешь имеющийся объект, например, путем замены составных частей. Во втором и третьем случаях - это opex в чистом виде. Поэтому противоречий нет никаких. И данные по структуре операционных или инвестиционных затрат (те самые %) от этого ценности и достоверности не теряют. То есть в бюдетном процесе и экономическом анализе определяющими являются не физические действия с объектами (покупка, замена и т.д.), а экономическая суть конкретного хозяйственного действия. |
| • |
|
Михаил Козлов 31.01.12, 13:37 |
...правильно, но так о том и речь, что разные хоз действия над одним и тем же объектом приводят к разным экономическим результатам и посему, капекс и опекс существуют в разных организациях по разным правилам. Соответственно становится трудно сравнивать операционные и капитальные бюджеты даже внутри одной отрасли. Я к тому, что разделение на капекс и опекс ничего принципиально в сложности оценке ит-бюджетов не меняет. При этом имхо нужно понимать, что капекс интересен бизнес-менеджменту, т.к. не влияет на ебитду, отсюда м.б. перекос в сторону ит-капекса в публичных компаниях, что, вроде бы, никак в озвученном исследовании не упомянуто.
|
| •• |
|
Сергей Дмитриев 31.01.12, 14:27 |
Никто не сказал, что будет легко
Это про трудность сопоставления данных. Однако когда все же сравниваешь сравнимое, то такое сравнение неизменно дает результат. Кроме того, в каждой отрасли есть некие базовые показатели эффективности. Например, в розничной торговле это оборот нетто (как валовый показатель), оборот с одного м2 торговой плащади (показатель производительности), инвестиции на один м2 торговой плащади (эффективность инвестиций) и т.д. В нефтяной отрасли: объем добычи, объем запасов, себестоимость добычи, себестоимость разведки и т.д. Экономический смысл имеет сравнение ИТ-затрат (opex и capex) отнесенных к данным удельным и валовым отраслевым показателям. Причем анализ комплексный. |
| ••• |
|
Михаил Козлов 31.01.12, 23:27 |
так оно все равно не сравниваемое :) а по поводу самого исследования мне еще вот что есть сказать:
> Между затратами на ИТ и любыми измерителями экономической эффективности предприятия (Return on Assets (RoA), Economic Value Add (EVA), Return on Equity (RoE) корреляция не наблюдается (год в год). А как она может наблюдаться, если большая часть затрат на ИТ осуществляются для поддержания операционной деятельности, а не для создания новой ценности? Основные ИТ-активы полностью амортизируются за 3-5 лет, т.е. требуют повторных затрат. Большая часть портфелей ИТ-проектов на оптимизируется с точки зрения возврата на инвестиции и ROI в ИТ попросту не известен. На мой взгляд, затраты на ИТ сами по себе (особенно в наших условиях) вообще ничего не означают, а корректнее (и интереснее) было бы сравнивать значения ROI в ИТ с RoA, если бы у нас были соответствующие данные. О качестве исходных данных для упомянутого исследования я скажу ниже. > В 2001 г. консалтинговая компания McKinsey опубликовала доклад «Рост производительности труда в США в 1995-2000»... Зависимость между ИТ и производительностью статистически не прослеживается. За исключением редких случаев инвестиции и развитие ИТ не дает заметного роста производительности труда. А в БСЭ можно прочитать, что: "СССР добился больших успехов в повышении производительности труда: с 1913 по 1975 в промышленности она возросла в 24,7 раза; в сельском хозяйстве в 1975 она увеличилась по сравнению с 1913 в 5,6 раза. По темпам прироста производительности труда СССР опередил некоторые капиталистические страны, в том числе США". И что с того? Видимо, это должно было доказать передовую сущность социализма перед капитализмом. В СССР ИТ тоже были не при чем (хотя производительность активов росла), да и на дворе уже не 2000 год. Поменялись и сама структура труда и средства ИТ, соответственно сравнивать влияние ИТ на производительность труда тогда и сейчас нужно в совершенно разных парадигмах без опоры на выводы 12-и летней давности. > Эффект от ИТ связан в основном с уменьшением рисков Почему сделан такой вывод? Где источники и пруфлинки? Каких рисков? > Собраны данные по 321 компании По каким компаниям? Из каких отраслей? Вызывает вопросы качество и достоверность этих данных: > Данные по величине и структуре ИТ-бюджетов, полученные из опросов СОДИТ По моему опыту добиться от ИТ-подразделений вменяемой информации о структуре собственных затрат бывает довольно сложно. Если речь идет о холдингах со сложной структурой ДЗО, то еще сложнее. При этом многие фактические затраты на ИТ, например, на электричество, офисы, ЦОДы... включаются в другие бюджеты и консолидировать их попросту не возможно. > Финансово-экономические показатели предприятий, собранные в базе СПАРК БД СПАРК содержит бухгалтерскую отчетность компаний, которая имеет очень слабое отношение к действительности, т.к. искажена влиянием РСБУ и целями оптимизации налогообложения. |
|
Сергей Дмитриев 31.01.12, 13:38 |
Думаю (как гипотеза 4), что суть проблемы понимания и сопоставимости бюджетных данных в том, что бизнес Gartner и других исследовательских организаций направлен на поставщиков ИТ-решений (оборудования, услуг, прав на ПО). А им (поставщикам) от исследования важно получить размер денежного потока, который будет генерировать рынок потребителей. Для денежного потока, конечно, тоже применимо понятие бюджета, бюджета движения денежных средств. Однако, показетели данного бюджета неприменимы для экономического анализа прикладной деяиельности, то есть того, что нужно CIO. Потому и возникает противоречие и тема для Гипотезы 1. То есть анализировать показетль ухода денежных средств с банковских счетов потребителей ИТ-решений и на основе этого анализа делать выводы о деятельности CIO бессмысленно. А прикладной анализ делается на основе сведений об экономической цели произведенных затрат. А это уже категории операционного бюджета (бюджет доходов и расходов) и инвестиционного бюджета.
|








Это про трудность сопоставления данных. Однако когда все же сравниваешь сравнимое, то такое сравнение неизменно дает результат. Кроме того, в каждой отрасли есть некие базовые показатели эффективности. Например, в розничной торговле это оборот нетто (как валовый показатель), оборот с одного м2 торговой плащади (показатель производительности), инвестиции на один м2 торговой плащади (эффективность инвестиций) и т.д. В нефтяной отрасли: объем добычи, объем запасов, себестоимость добычи, себестоимость разведки и т.д. Экономический смысл имеет сравнение ИТ-затрат (opex и capex) отнесенных к данным удельным и валовым отраслевым показателям. Причем анализ комплексный. 





